БАХИР

187-190

 

187. «И Страх Божий» этот – то, что сверху. Он – в ладони Святого, благословен Он, и также он – Мощь Его. И та ладонь (каф) – та же, которая называется «чаша оправдания» (каф зхут). Поскольку поворачивает мир в сторону оправдания. И это – именно то, что написано (Йешайа, 11:3): «И обоняют благодаря Страху Божьему, и не по видению глаз его рассудит и не по услышанному ушами его укажет», - но повернёт весь мир в сторону оправдания. И оттуда совет выйдет, и оттуда здоровье (брийут) выходит в мир. «И оттуда – пасёт (обеспечивает – Ор Агануз) Камень Исраэля» (Брейшит, 49:24). И это – место, которое называется «там» (шам), как сказано (Хавакук, 3:4): «Там – тайник Мощи Его».

 

«И Страх Божий» этот – то, что сверху. Он – в ладони Святого, благословен Он, и также он – Мощь Его. И та ладонь (каф) – та же, которая называется «чаша оправдания» (каф зхут). Поскольку поворачивает мир в сторону оправдания. И это – именно то, что написано: «И обоняют благодаря Страху Божьему, и не по видению глаз его рассудит и не по услышанному ушами его укажет», - но повернёт весь мир в сторону оправдания. И оттуда совет выйдет, и оттуда здоровье (брийут) выходит в мир. «И оттуда – пасёт (обеспечивает – Ор Агануз)». Ор Агануз – это источник, подсветка, объяснение. «Камень Исраэля». И это – место, которое называется «там» (шам), как сказано: «Там – тайник Мощи Его».

«Он – в ладони Святого. «И Страх Божий» этот – то, что сверху. Он – в ладони Святого, благословен Он, и также он – Мощь Его. И та ладонь (каф) – та же, которая называется «чаша оправдания» (каф зхут), поскольку поворачивает мир в сторону оправдания, и это – именно то, что написано: «И обоняют благодаря Страху Божьему, и не по видению глаз его рассудит и не по услышанному ушами его укажет», - но повернёт весь мир в сторону оправдания, и оттуда совет выйдет, и оттуда здоровье выходит в мир. То, чем евреи должны заниматься каждый день.

«Страх Божий» - этот то, что сверху». То, что приходит сверху в виде Брахи. В ответ за усилия наши. «Он – в ладони Святого, благословен Он». «Он – в ладони Святого», потому что Браха, рука Его над тем, кого благословляет Он. Рука – это Его желание. Хочет Он любви и добра для Творения. И хочет, чтобы Творение отвечало Ему любовью обратной, ор Хозер, ор Хасадим. И Браха в Его ладони.

Страх появляется, когда хочет Он, что бы он возник, оценивая усилия человека. И любовь человека появляется, когда помещается Браха Всесильного в ладонь Его. Накрывает его рукой Своей. Скрывает Он вас от ангелов, которые могут сжечь вас в ревности. Ваш  ускоренный духовный рост не должен входить в противоречие с управлением кругами. И, таким образом, оберегает Он вас от обратного действия возмущения, которое может быть вызвано в кругах вами.

«Он – в ладони Святого, благословен Он, и также он – Мощь Его». Страха. Его Мощь в бесконечности любви и постижении. И Мощь Его можно познать, только получив Страх перед Ним.

Как мы можем назвать Его мощным? Только дав Ему имя внутри себя. Его имя является следствием появления Страха.

Страх – начало любви. Любовь – начало постижения. Постижение называется именем. Даём мы имя тому, что можем осознать, постигнуть в ощущениях. Внутренним структурированием того, с кем мы имеем дело. И тогда мы даём Ему имя – Мощь. Потому что Он – всесилен. Страх является признанием Его всесилия и нашей незначительности.

«И та ладонь (каф) – та же, которая называется «чаша оправдания» (каф зхут), поскольку поворачивает мир в сторону оправдания». И Каф - буква, которая начинается слева и заканчивается движением направо. Но она совершенно симметрична.

Есть у нас Запад, но нет Востока. И строим его слева направо. Поэтому открыта буква Каф слева и заполняется она с левой стороны. Поворачивает она мир в сторону оправдания Всесильного во всём, что мы видим вокруг себя. По мере того, как мы наполняем букву Каф.

Но так как она абсолютно симметрична. И начинает движение рука писца с левой точки вправо, вниз и снова влево. И если мы хотим по этой букве вернуться в обратную сторону, то начнём с нижней точки, двинемся слева направо, вверх и влево.

И что это будет означать? Чем выше мы подниматься будем, тем больше понимание непостижимости Всесильного.

У нас сейчас могут возникать мысли о Его постижимости. Вследствие отсутствия чувственного постижения Его. Но если оказываемся с ним паним бе паним, мы понимаем, что Он непостижим. Чем больше глубина зивуга, тем чётче для нас будет открываться Он Своей непостижимостью в бесконечностях своих. И это осознание постоянной недостижимости Его есть крайняя левая точка, в которую мы придём, поднимаясь по букве Каф снизу вверх.

Создал Он букву Каф с тем, чтобы могло Творение подняться наверх. И поэтому буква Каф – это слово коль, всё. Каф и Ламед. Потому что Ламед – это передача замысла Его. Она довольно сложная в написании. В ней содержится почти такой же смысл как в Каф.

Сначала возникли три точки огласовки. Это был звук. Но звук – это контакт духовного с физическим. Ламед начинается с одной точки, потом тоненький волосок, полка, потом  вниз, и ещё раз вниз. Ламед означает передачу духовности сверху вниз от Его замысла, точки - в Творение. И поэтому Каф, Ламед – это коль. То, что мы можем прийти к началу движения Его замысла, открытости слева направо. То есть к мудрости. Ламед – это передача постижения.

«Поскольку поворачивает мир в сторону оправдания. И это – именно то, что написано: «И обоняют благодаря Страху Божьему, и не по видению глаз его рассудит и не по услышанному ушами его укажет». «ушами его укажет». «Но повернёт весь мир в сторону оправдания. И оттуда совет выйдет, и оттуда здоровье (брийут) выходит в мир». Обоняют, то есть достигают состояния руах, Зеир Анпин. То есть исправленного малого подобия Всесильному. Когда любишь Его, становишься подобным Ему в виде имени Его, Элоhим, Эле.

Начинает Малхут, человек исправляться и выходит в состояние Зеир Анпин. Достигает он состояния воздуха, обоняния, света руах. И уподабливается в малой степени Ему.

Почему Зеир Анпин - Малый лик? Потому что это уменьшенное подобие того, как Он хотел предстать перед Творением, лицом его. И человек становится маленьким подобием Его. Украшением Его. Сливается в зивуге.

«И не по видению глаз его рассудит». И не потому что он в разуме видит глазами. И не потому, что он слышит ушами. Укажет Он путь ему и рассудит его, давать ему Браху или нет. Движется человек или не движется? Не из действия в разуме, а из действий по раскрытию и оправданию Его.

«Но повернёт весь мир в сторону оправдания, и оттуда совет выйдет». «Совет выйдет» - это тот совет, который был записан. Который выходит, то есть раскрывается в человеке как решимо его духовного состояния в тот момент, когда он оценивается Всесильным по его усилиям по Его раскрытию и оправданию. И восхищением Им во всех деталях мира. Тогда Он даёт ему новое состояние – совет. Он  раскрывается, но заложен он сверху. И поэтому сверху приходит совет.

Все воинство - Офаним и святые Хайот - начинают петь Всесильному песню. Что это значит? Мы испытываем соприкосновение с уровнем Его Шхины, который называется исправленный Зеир Анпин.

Мир один. Миры - это различное восприятие точкой одной и той же реальности и раскрытие в ней разных картин. Картины одной, в которой содержатся все картины иные. Когда переходишь к нематериальному восприятию реальности, раскрываешь Его действия относительно себя в этом уровне. У тебя вызывает восхищение всё, что с тобой происходит, только в уровне нематериального восприятия, а не материального как сейчас.

Когда парцуф Адама переходит в состояние полной любви к Нему, всё, что окружает его в виде картины этого мира, разворачивается в любви к Нему. И если всё одобряется, и всем ты восхищаешься, и всё у тебя вызывает восторг совершенством Его замысла по созданию этой реальности, тогда то, чем ты восхищаешься, разворачивается в любви к Нему. Потому что это отражение твоих свойств.

Это твои желания, только уже настолько чистые, что они не в материальном виде предстают перед тобой, а в духовном. Эти силы представляют иную реальность, но настолько сильно воздействующую на душу человека, что душа эта восхваляет Всесильного в бесконечностях проявления этой реальности. Так как они воздействуют на душу человека, то она, воспевая Всесильного, разворачивает их.

Человек в духовном ощущает себя как импульс любви навстречу Ему. Душа – это то, на что транслируется ощущение жизни. 

Мир в том состоянии, которое мы видим, окончательно был сформирован, исходя из высшей точки парцуфа - Авраhама. Тогда все элементы этого мира физического, как мы его ощущаем, были установлены раз и навсегда. И больше параметрически не менялись. Было принято это за начало Игры. Самостоятельной уже.

Вот это такой же точно вопрос: «Тогда у тебя понятие Эле, земли и неба для части парцуфа одно, а для высших его душ другое». И поэтому соотношение небес и земли меняется. Понятие эрец (земля) и понятие шамайим (небеса) меняются в соответствии с изменяющимся парцуфом души праведника. Праведник -  это тот, кто находится в постоянном развитии. Земля и небеса находятся в постоянном изменении для праведника таким образом, чтобы соответствовали они его парцуфу, а не общему парцуфу Адам. Вот это означает: «в тени».

Мир меняется в соответствии с ним и, прежде всего, для него. То есть, индивидуально, мягко. Таким образом, чтобы он не стал входить в противоречия с параметрами неба и земли, пока они определяются для всего парцуфа Адам. Это значит, чтобы не сожгли тебя ангелы. Чтобы праведник избежал воздействия тех сил, которые действуют на весь парцуф

Ты начинаешь видеть мир реально, а не иллюзорно, физически. Это духовное состояние. Мир и остальные части парцуфа, коим являются окружающие люди, ты оцениваешь, с точки зрения интересов Всесильного. Интересов Игры, любви к Нему, а не соотношение свойств друг друга. И это свидетельство духовного состояния.

Душа повергается в прах пред каждым, потому что исправленность по отношению к другим людям не является предметом твоей гордыни.

Любое влияние на тебя является благословенным с точки зрения Его намерений. Даже если видишь ты разницу свойств и испытываешь дискомфорт от воздействия кого-то на себя, то ты повергаешься в прах перед Ним. Перед каждым воздействием на себя. Ты понимаешь – это Он. И благодаришь Его за это. Всегда находишься в Его раскрытии и оправдании.

Ты хранишь молчание, спокоен абсолютно, нет у тебя обратного, эквивалентного воздействия на них. Ты абсолютно ровен и спокоен. Ты выступаешь на стороне Его. Это вызывает неприятие твоей души душами, которые находятся ниже тебя. Это высокая ступень.

В прах перед каждым – потому что воспринимаешь как Его воздействие, как Игру. Перед Ним в прах, а не перед воздействием.

В тени руки – это значит, что для праведника каждый день и каждое мгновение устанавливаются новые небеса и новая земля. А значит новое соотношение света и сокрытия. Тень Он устанавливает. То есть оберегает его от излишнего воздействия света. Воздействие света – это исправление.

«И оттуда совет выйдет, и оттуда здоровье (брийут) выходит в мир». Духовное здоровье выходит в мир. Брийут –здоровье, ощущение жизни.

«И оттуда – пасёт Камень Исраэля», и это – место, которое называется «там», как сказано: «Там – тайник Мощи Его». Существует место, в котором находится камень, с которого началось всё. И под камнем этим находится «тайник Мощи Его». Там же находятся скрижали – завет.

Ведь создан изначально был Израиль в мысли Его. То есть тот, кто должен был любить Его, создан изначально. Какая-то точка отсчета должна была быть у Израиля. Где нижняя точка парцуфа Израиля. Потому что высшая точка парцуфа Израиля теряется в Нём. А нижняя точка, куда должно дойти исправление – это камень, который находится на земле Исраэль. И под камнем этим находятся скрижали завета до сих пор.

То есть первое, что Он создал – Израиль. А потом уже начал создавать, картины, картинки, которые Израиль должен вместить в себя. Но это всё вместе Он создал, одним импульсом.

Что раньше было создано Тора или Израиль? Израиль. То есть то состояние, которое любит Его, в зивуге. Потом Он создал Малхут, которая должна была дать в результате собственных усилий состояние Израиля.

Но первоначальное представление о том, где должны находиться ноги Израиля, где превращается живое в неживое - это камень начальный. В наших ощущениях он существует как камень. И скоро он откроется.

Но почему камень и почему он начальный камень или краеугольный, находится на краю Творения? Это предельное, неживое состояние, на котором находятся ноги народа Израиля. Нижняя граница. Поэтому Ковчег находится ниже этого камня. Потому что оживляющая сила уходит не только наверх, но и в глубь земли. И под ним -  «Там - тайник Мощи Его».

«И оттуда - пасёт Камень», обеспечивает существование  Камня Израиля. Что значит «обеспечивает» «Камень Исраиля»? Так как Брахой, благословением, наполнением светом Хасадим в усилиях самого народа Израиля Он способствует исполнению сценария, то, таким образом, обеспечивает Он его Камень, то есть нижнюю границу. Начальную точку. Как Он обеспечил Ноаха и т.д. Всё время обеспечивает

путём установления нижней границы, откуда питает его Мощь,  Он способствует движению вверх народа Израиля. Потому что если бы был народ Израиля бесконечным колодцем, а не был бы Камнем, который устанавливался, поверхностью, на которой стоял, то где залог его исправления?

     

188. «И раз уж пришёл к нам этот отрывок (из Хавакука)  – заострим его». «Что за заострение (хидуда)?» «Скажи нам, что такое «и лучи (карнаим) из руки его – для него» (Хавакук, там же)? Что такое, что сказал – «карнаим» (два значения: «рога» и «лучи»), а потом сказал – «йадо» (рука его – в ед. ч.)? «Йадав» (руки его) - нужно было ему [сказать]! Это не трудность: это – именно то, что написано (Шмот, 32:19): «И возгорелся гнев Моше и бросил из рук его скрижали», - написано «ми-йадо» (без «йуд», т.е., в ед. ч., но читается – во мн. ч.), и именно то, что написано (Шмот, 18:12): «И были руки его верными (эмуна – написано в ед. ч.) до захода солнца», - и не сказал «верными» (эмунот – во мн. ч.)». Сказали ему: «Учитель наш! Мы затрудняем тебя, чтобы ответить [на вопрос], а ты – скрываешь содержание его! Учил ты нас, учитель наш, что отвечают на первое – сперва, а на последнее – последним. И что спросили мы? «Лучи из руки Его для него»!» «Клянусь службой Всевышнему, что объяснил я это вам теперь внутри слов своих!» Устыдились. Поскольку увидел, что устыдились, начал и сказал им: «А разве не воды были? А из них – вышел огонь!» Сказали ему единогласно (диврей hа-коль): «Если так, в воде заключён огонь (Поэтому написано – «рука его» в единственном числе, и это – так же, как «руки его» - Ор Агануз). Раби! Но что такое «карнаим»?» Сказал им: «Пять лучей – пять пальцев, которые на руке правой у человека».

 

189. «Учитель наш! Но ты же сказал нам от имени раби Йоханана, что «именно две руки мира (зраот олам)!» Сказал им: «Да. Действительно, здесь «карнаим» используются для двух ветвей, которые ниже Их». «И что это?» Ответил им в гневе. «А сверху что?» Сказал им: «Страх Божий».        

«И раз уж пришёл к нам этот отрывок (из Хавакука) – заострим его». «Что за заострение»? «Заострим его», то есть выясним подробно всё, что касается различий между живым и неживым, лучами и рогами.

«карнаим» - это лучи и рога. Но рога – это неживое, а лучи - оживляющие, входящие жизнью во что-то. И поэтому с одной стороны, Его желания, которые мы ощущаем, как пять бхинот наших состояний возможных духовного подъёма – это Его лучи, которые наполняют нас в каждом из этих состояний. Но для Него самого это состояние, которое намного меньше, с точки зрения жизни, чем Он сам.

И наполняет Он ими, потому что они промежуточные между тем, что было неживое, и тем, что есть Он. Значит, Его намерения для Него самого чрезвычайно просты, а для нас невероятно оживляющие. И поэтому это одно и тоже слово – «карнаим», и лучи, и рога. Рога на голове Его, как волосы на голове нашей. Поэтому существует парцуф, который называется – волосы.

Когда находимся мы в этом мире в ощущении нематериального восприятия, касаемся мы кудрей Его. Кудри Его - это постоянное волновое воздействие. Но для Него это кудри, то, что является по отношению к Его голове неживым. И они подобны рогам, неживому на живом. Но Творение, касаясь их, ощущает невероятную бесконечность Его замысла.

Неживая часть создана для того, чтобы вы касались её, одежды, Славы Моей. И поэтому рога. Но для нас она пять лучей.

«Но что такое «карнаим»?» Сказал им: «Пять лучей – пять пальцев, которые на руке правой у человека». У человека – это то неживое, с точки зрения Всесильного, что соответствует расстоянию между Ним и человеком в теле.

«Пять лучей… на руке» у него - это уровни живые при взгляде снизу вверх. Пять рогов («карнаим», то же самое слово). На руке у человека – это пять пальцев, которые на руке правой у него.

Левая рука – это к тому, что тьма. К Нему – это правая рука, правая линия. И правая рука – это пять пальцев у человека, которая с Его высоты, «карнаим», отражается, как неживое: тело, животное.

 «Йадав» (руки его) - нужно было ему [сказать]! Это не трудность: это – именно то, что написано: «И возгорелся гнев Моше и бросил из рук его скрижали». Раз «бросил из рук его скрижали», то отсутствует в этом слове буква Йод. Потому что разрыв между желанием Моше, руками его и скрижалями. И Торой. Нет буквы Йод, мудрости. Разбил он скрижали.

Образовался разрыв между состоянием Моше и народа Исраэль. Обеими руками он бросил скрижали. Обеими руками без соединения их в Шин. Без привнесения в народ Исраэль возможности исправления. Разбил он скрижали, исключив вхождение Хохма в это слово, и из него исчезла буква Йод.

«и именно то, что написано: «И были руки его верными до захода солнца». «верными до захода солнца». Находились его руки, желания его и в правой, и в левой линиях, в верном направлении до того момента, пока не скрылся от него свет Всесильного.

«были руки его верными (эмуна) до захода солнца». «были руки его» верная. То есть получающими, но «до захода солнца». Но не двумя, а одной.

Он не передал им исправление, потому что не перестал входить свет в парцуф Исраэль. И невозможно было передать его состояние исправления в левой и правой линиях. И поэтому рука написана в единственном числе. Одна. Просто желание.

«Сказали ему: «Учитель наш! Мы затрудняем тебя, чтобы ответить [на вопрос], а ты – скрываешь содержание его! Учил ты нас, учитель наш, что отвечают на первое – сперва, а на последнее – последним. И что спросили мы? «Лучи из руки Его для него»!

«Клянусь службой Всевышнему, что объяснил я это вам теперь внутри слов своих!» Он действительно объяснил.

«Устыдились. Поскольку увидел, что устыдились, начал и сказал им: «А разве не воды были? А из них – вышел огонь!» Сначала была вода, а потом вышел огонь. «Сказали ему единогласно: «Если так, в воде заключён огонь». Сначала было создано состояние Бина. А потом из него - состояние Малхут, которая получает огонь, мудрость, Хохма. И тогда в состоянии Бина заключён свет Хохма.

«Поэтому написано - «рука его», в единственном числе, и это - так же, как «руки его». «Рука его» - она, то есть кли его было верное до тех пор, пока не зашло солнце, не перестал поступать огонь в него.

Желание, рука его была исправленной, верной, пока не зашло солнце. Рука народа Исраэль была верной. То есть желание его получения было верным, по-русски, или верной на иврите, до тех пор, пока свет поступал туда.

В любви к Творцу было оно исправлено, направлено на любовь к Всесильному. Всё из желания принести радость Ему было. До тех пор, пока солнце не зашло.

Как только Моше отошёл от народа Исраэль, из воды, любви перестал поступать огонь в народ Исраэль, свет Хасадим. И сразу народ Исраэль пошёл в другую сторону. А до этого была рука его верной.

 «Раби! Но что такое «карнаим»?» «Сказал им: «Пять лучей – пять пальцев, которые на руке правой у человека». Рука и мышца, «рукой сильною и мышцей простёртою». Рука всегда правая, а мышца – это левая рука.

Рукою называется только правая рука. Она приспособлена к конструктивным занятиям.А левая не называется рукой. Потому что левая – это неверное желание. Она не приспособлена для конструктивных занятий.

И поэтому рука – это всегда правая. А когда говорят мышцей простёртой, это левая.

«Учитель наш! Но ты же сказал нам от имени раби Йоханана, что «именно две руки мира (зраот олам)!» Сказал им: «Да. Действительно, здесь «карнаим» используются для двух ветвей, которые ниже Их». «И что это?»  Ответил им в гневе. «А сверху что?» Сказал им: «Страх Божий».

Не понимают они, почему Он говорит, что правая рука упоминается, а левая нет. Он говорит: «Да. Действительно», и правая, и левая руки подобны. Но «используется для двух ветвей, которые ниже Их». «Их» – это уровней, относящихся к Нему.

О правой руке говорится – рука, а о левой руке – мышца. Чтобы дать представление о разнице свойств в правой и левой линиях. Потому что левая линия не относится к состоянию высшего. Это то, что тянет человека к бездонному колодцу.

К воздействию, приближающему Всесильного относится усилие кз левого в правое. И правое – это Его. Левое – это не Его. Поэтому «Да. Действительно, здесь «карнаим» используется для двух ветвей». Потому что и левая, и правая ветви подобны. И состояние между ними лишь усилие человека. Но это «ниже Их». Это воздействие, которое направлено не вверх, а вниз. Две ветви располагаются между тех воздействий, которые мы можем связать с направлением к Нему.

Поэтому говорится: «Вывел Ты нас  рукою мощною и мышцей простёртою». «Вывел Ты нас», предоставив нам две линии: правую и левую, возможность для работы. Предоставив свободу воли для усилий, вывел Ты нас из Египта.

В Творении, объекте воздействия есть две руки, два набора «карнаим», правая и левая, разделяющиеся на пять пальцев. Но это для тех людей, которые «ниже Их». «Их», то есть системы воздействия на Творение, которая относится к Всесильному. Это уже внутреннее ощущение самого Творения, как человек выглядит.

«И что это?» Ответил им в гневе». «в гневе» - потому что видит, что не входят слова Его в их головы. «А сверху что?» Сказал им: «Страх Божий». Непостижимость. Страх, несопоставимый с собой.

«карнаим» - это духовный мир и состояние человека, когда он ощущает Всесильного, касается волос его. А ниже их - это два состояния, левое и правое, которые даются для того, чтобы ты построил среднюю линию и достиг состояния «карнаим».

 «карнаим» - это то, что Он, Всесильный ощущает, как неживое. Но для человека это духовное состояние, одежда Его, это Слава Его. Но для того, чтобы достичь Славы Его, нужно постоянно находиться в исправлениях. И исправление это осуществляется, когда ты делаешь усилия между двумя линиями. И две руки Его находятся ниже «карнаим», левуш Его.

Но «карнаим» гораздо более тонкое слово, чем левуш. У Него нет ничего, кроме головы. Касаешься ты кудрей Его или «карнаим» Того, что является неживым относительно Него самого.

Мы говорим, что Он видоизменил себя так, что бы мы были подобием Его. Тому, что называется «Элоhим». Это то, что мы называем именем Его. Но не Он сам, Ацмуто. А об Ацмуто мы можем говорить только о «карнаим» или о волосах.

Мы не можем говорить о левуш Ацмуто. Левуш вокруг чего? Каких частей тела Его? Мы говорим о том, что Он есть Нечто. Его мы не можем ощутить. А то, что мы можем ощутить как Его относительно Него самого, является неживым, «карнаим» в пяти бхинот. Для нас лучи, для Него – неживое, рога.

 

190. «И что такое «Страх Божий»?» «Свет Первый, как сказал Раби: «Что означает написанное (Брейшит, 1:3): «И сказал Бог: «Да будет свет», и был свет», и не сказал «и было так»? Но – учит, что свет тот был велик очень (гадоль меод), и не могло никакое творение смотреть на него. Спрятал его Святой, благословен Он, для праведников на будущее, которое придёт, и это – качество всякой торговли (схора), которая есть в мире, и это – качество камня драгоценного, который называется «сохерет» и «дар». И почему это – качество «дар» (т.е., «живущий»)? Но – учит, что взял Святой, благословен Он, от луча его одну тысячную и построил из неё камень драгоценный прекрасный и заключил в нём все заповеди. И пришёл Авраам и попросил дать ему силу. И дали ему камень драгоценный этот, но не пожелал его. Удостоился и взял качество своё – Милосердие (Хесед), как написано (Миха, 7:20): «Милость для Авраама». Пришёл Ицхак и попросил силу, дали ему его, но не пожелал его. Удостоился и взял качество Мощи (Гвура), а именно – Страх, как написано (Брейшит, 31:53): «И поклялся Яков страхом отца своего Ицхака». Пришёл Яков и пожелал его, но не дали его ему. Сказали ему: «Поскольку Авраам сверху, и Ицхак снизу от него, ты будешь в середине и возьмёшь трёх их». И что есть «середина» (эмца)? Именно – «Мир» (Шалом)». «Но ведь написано (Миха, 7:20): «Дай Истину Якову»!» «Истина и Мир – одно это, как то, что написано (Эстер, 9:30): «Слова мира и истины», [и написано] (Млахим-бет (Вторая Книга Царей), 29:19): «Только мир и истина будет в дни мои». И это – именно то, что написано (Йешайа, 58:14): «И накормлю тебя наследием Якова, отца твоего», - а именно наследием полным, которое есть у него: Милосердие, и Страх, и Истина, и Мир. И поэтому сказано (Теhилим, 118: 22): «Камень, презренный строителями, стал краеугольным», - камень, который презрели Авраам и Ицхак, которые построили мир, стал теперь краеугольным».

 

«И что такое: «Страх Божий»?» «Свет Первый, как сказал Раби: «Что означает написанное: «И сказал Бог: «Да будет свет», и был свет», и не сказал «и было так»?

Потому что свет – это представление о Себе, созданное для Творения. Бесконечная Игра, веселье, наслаждение в любви.

То воздействие, которое Он создал – это «Да будет». Это мысль Его, которая как только Он сказал, стала реальностью. Сказал Он с того уровня, в котором появились три точки. Когда возникли три точки, появился звук. Этот звук, который отображается буквой Йод - О. Это звук шофара, трубный звук. И в этом звуке все. С уровня проявления трёх точек, которые мы называем огласовками.

Почему мы начинаем вечернюю молитву после того, как выйдут три звезды? Это три проблеска первых Всесильного, отражающие в своём появлении три первых точки. Когда появилось нечто, распознаваемое как воздействие от Него на Творение. И это нечто было голосом, звуком. То есть, это уровень, воздействие, которое можно идентифицировать, как сторону, из которой исходит на него всё то, что Творец, Всесильный задумал дать ему. Так как написана Тора для нас, то нет слов, для того чтобы описать Его действия по созданию того, что выше.

Поэтому «сказал Бог» - это значит максимально высокое описание Его действия, которое производит реальность с точки зрения постижения человека. Всё то, что Он создал для Творения выше этих трёх точек, невозможно описать словами и поэтому не может быть отнесено к Его деятельности в виде творения голосом.

И поэтому: «Да будет свет», и был свет», и не сказал «и было так»? Потому что это было сделано для Игры. Для зивуга будущего между Творцом и Творением.

«Но – учит, что свет тот был велик очень (гадоль меод), и не могло никакое творение смотреть на Него». И это потому, что нет сенсоров у нас для того, чтобы представить себе действие, которое Он совершил. Сотворил всё то, что выше находится звука. Выше нашего постижения творения словом.

«Спрятал его Святой, благословен Он, для праведников на будущее». «для праведников на будущее» - это для ощущения того зивуга, которое должно начаться после выхода в нематериальное головы парцуфа Адам. Для праведников спрятал.

«и это – качество всякой торговли (схора), которая есть в мире, и это – качество камня драгоценного, который называется «сохерет» и «дар». В высших, непостижимых сегодня для нашего разумения сферах, движут те же самые принципы, которые мы видим отражёнными в нашей грубой реальности.

Мы должны сделать усилие, чтобы стать праведниками, достичь этого состояния и тогда нам будет ниспущен «дар». Торговля – это игра, когда две стороны пытаются друг друга заставить сделать то, что наименее приятно другой стороне.

Человека вытаскивают в состояние, в котором заранее неприятно ему даже думать об усилиях, которые он должен совершить.

«И почему это – качество «дар» (т.е., «живущий»)? Это «камень драгоценный». «камень» ведь – неживой, «который называется «сохерет» и «дар». Камень – это то состояние, которое характеризуется постоянством и в то же время ощущением жизни и бесконечных изменений. Но эти изменения в постоянстве осознания невозможности отрицательных сценариев. Постоянство радости, наслаждения.

Поэтому «камень драгоценный». Состояние константы. Но в бесконечных вариациях наслаждений. Так же как камень постоянно меняет оттенки, когда ты на него смотришь, если он правильно огранён, драгоценный. Так же, как в нём играет свет, таково и это твоё состояние. Оно спокойное, стабильное и всегда меняющееся.

«Но – учит, что взял Святой, благословен Он, от луча Его одну тысячную и построил из неё камень драгоценный прекрасный и заключил в нём все заповеди». «прекрасный», но неживой. Он неживой с точки зрения финального состояния, когда он живой. Потому что свет, который он скрыл, в тысячу раз более живой, чем тот, который он раскрыл - мы его называем кав, линия.

«и построил из неё камень драгоценный». И он жизнь в сравнении с нежизнью в высшей степени. Но по отношению к тому, чем является Эйн Соф, он нежизнь, он «прекрасен». В нём сфокусирована жизнь. Это представление о ней в концентрированном виде, но не то, что есть жизнь сама по себе – Эйн Соф.

Всё относительно. То, что предстоит нам ощутить, несопоставимо с нашим миром. А наше ощущение после того, как произойдёт гмар тикун, не сопоставимо с тем состоянием, которое мы будем ощущать до этого. Всё время новое в невероятной степени.

«заключил в нём все заповеди» - это передал их. В нём заключены все заповеди, но, будучи выполняемы, они приводят к восприятию этого луча.

В этом и заключается зивуг. В нём содержится шестьсот тринадцать заповедей, материал этого луча.  Когда человек выполняет шестьсот тринадцать заповедей, он сливается с этим лучом, начинает его ощущать. Человек маленькие строит в себе рецепторы для восприятия каждой из шестисот тринадцати составляющих компонентов самого луча.

Ключ ко всему – любовь. Все заповеди – это постоянное нахождение в состоянии раскрытия, восхищения, любви к Нему во всех действиях своих. И плюс обязательные действия, которые необходимо выполнять каждый день иудею. И в праздники. И соблюдать Субботу.

Все заповеди накрываются единым покрывалом, принципом. Они существуют только для того, чтобы соединять и сопоставлять все свои действия и поступки с Ним. Основные заповеди – это субботы, молитвы, кашрут, праздники. Всё, что касается их в том виде, котором они донесены до нас. Мы должны понимать их внутренний смысл. А множество мелочей установлено для того, чтобы пробудить в человеке духовность. Когда он не может просто находиться в принципе раскрытия и оправдания постоянном.

«И пришёл Авраам и попросил дать ему силы. И дали ему камень драгоценный, но не пожелал его. Удостоился и взял качество своё – Милосердие (Хесед), как написано: «Милосердие для Авраама».

«не пожелал» – это значит: не мог взять. Человек, когда может  - принимает, а когда не может - не принимает дар. Не возжелал, потому что слишком много. Это не то, что мог он вместить.

А дар ему был дан, потому что он даётся всем. Каждому человеку предлагается полностью принять весь этот дар. Вопрос, в какой степени ты можешь его принять. Ведь читали мы о том, что еду вообще не хотят есть и хранить. Когда даёт Он свой хлеб.

Не возжелал он, и был удостоен качеством – Милосердие. «Как написано: «Милосердие для Авраама».

«Пришёл Ицхак и попросил силу, дали ему его, но не пожелал его. Удостоился и взял качество Мощи (Гвура), а именно – Страх». Сопоставление, суд и мощь одновременно. Потому что Мощь – в правильной оценке, в сопоставлении, в верных выводах, в точном видении всего. Потому что залог победы над любой стороной не в соотношении сил, а в точном выборе модели поведения. Нет ничего такого, что было бы неодолимо. Но надо знать просто как. Вот это знание как, рассудок, разумение, вытекающее из свойства Суда, называется Мощь.

«А именно Страх, как написано: «И поклялся Яков страхом отца своего Ицхака». «поклялся… страхом» - любовью к Всесильному. Осознанием разности свойств. А, следовательно, представлением о бесконечностях Всесильного, которое было у Ицхака. И этим свойством Ицхака «поклялся Яков». «поклялся», то есть воспринял.

«Пришёл Яков и пожелал его, но не дали его ему». Не было даровано Якову.

«Сказали ему: «Поскольку Авраам сверху, и Ицхак снизу от него, ты будешь в середине и возьмёшь трёх их». Почему же трёх? Если «Авраам сверху, Ицхак снизу от него, ты будешь в середине и возьмёшь трёх их». Сверху Авраам и справа он, снизу Ицхак и слева он. Хотя мы рисуем их в Дереве сфирот параллельными, они не параллельны. Правое плечо выше с точки зрения свойств, а левое ниже относительно Всесильного. Но так как одно выше, а другое ниже, одно правее, другое левее. И взял он «трёх их». «трёх» – это свойства Авраама и Ицхака, и новое, которое есть среднее. Синтез двух первых является третьим компонентом.

Авраам и Ицхак – это те, в ком закладываются свойства, которые должны дальше привести к исправлению народа Исраэль. И поэтому даны были они. В Якове закладывается свойство прихода к средней линии путём собственных усилий. И поэтому ген собственных усилий, свободы выбора не даруется, он синтезируется из левой и правой.

Ему сказали: «Ты тот, к кому должны придти по средней линии будущие праведники». Машиах придёт к твоему состоянию по средней линии, Якова. И поэтому в тебе должен быть заложен не дар, а свойство перехода и синтеза левой и правой. Свойство соединения их, усилие между левым и правым должно быть тем, что ты получишь. Ты получишь не даром, а от первых двух, так как у первого и второго они уже есть.

Не закладывается то, что должно быть в средней линии. Если в него не заложить память о необходимости усилий, как же он будет передавать их дальше, среднюю линию создавать? Это будет просто даром – он не знает, как ее получил. Ему сказали: «Ты соединишься слева, и справа, и получишь третье. И всех трёх ты унаследуешь».                

«И что есть «середина» (эмца)? Именно – «Мир» (Шалом)». То есть примирение. И Шин первая буква. И вторая буква Ламед, а Ламед – это передача в Творение сверху знания об исправлении. И Мэм – это Малхут. Тогда получаем мы, что Шалом (мир) – это построение средней линии при постоянной помощи Всесильного для исправления Малхут.

«Но ведь написано: «Дай Истину Якову»! «Истина и Мир – одно это, как то, что написано: «Слова мира и истины», [и написано] (Млахим-бет): «Только мир и истина будет в дни мои». И это – именно то, что написано: «И накормлю тебя наследием Якова, отца твоего», - а именно наследием полным, которое есть у него: Милосердие и Страх, и Истина, и Мир. И поэтому сказано: «Камень, презренный строителями, стал краеугольным», - камень, который презрели Авраам и Ицхак», то есть не смогли они полностью камень воспринять. А принял каждый из них часть его. И весь камень, который они не смогли воспринять целиком, свет Творца, уготованного в качестве одной тысячной кава, которой построили мир, теперь стал краеугольным. Он стал основой построения всего. Усилие народа Исраэль по подъёму в средней линии  является камнем краеугольным.

И есть соответствующий ему камень, с которого началось всё. Когда прибавил букву Хей к имени Аврам Всесильный, стал Авраhам тем человеком, с которого началось исправление.

В «Зоар» прямо написано: «Сформировал Всесильный мир в соответствии с Авраhамом», то есть отформатировал его. Отформатировал мир в соответствии со свойствами Авраhама. Потому что все дальнейшие картинки, которые должны были соответствовать тикуним народа Исраэль, от начальной точки, Авраhама отсчитываются.

Вид животных и как выглядят земля и небо, облака, деревья, и как всё создано, отформатировано было в конечном виде под Авраhама. И с этого момента мир начал меняться в динамической взаимосвязи с развитием парцуфа Адам. Потому что состояние его высшей точки определено и названо Авраhам. Соответствующее сокрытию, картинке этого мира.

Определилось то, где кончается Авраhам и начинается земля. Камень, на котором Авраhам всё совершал, с которым праотцы и Моше постоянно имели дело, это та точка, с которой начинается земля. Уровень неживого.

«камень, который презрели Авраам и Ицхак, которые построили мир, теперь стал краеугольным». Сокрытие, которое должно было быть исправлено усилиями по построению средней линии, теперь стало связано воедино.

Ицхак обращался к Творцу Единому, но во множественных проявлениях Его.

Обращался  он ко Всесильному, а давало ему воинство.

За иллюзией этого мира находится непосредственно Он. И Он слышит наши слова.

И Авраhам, и Ицхак находились в прямом воздействии Всесильного. Все бесконечности Всесильного «дали ему».

Все бесконечности воздействия на человека, замысленные Ацмуто, были перестроены таким образом, что выделилось для него Милосердие.

«Камень, презренный строителями».

То, что не смогли вместить Авраhам и Ицхак, и потенция исправления, то есть увеличение этого сосуда, которая была дана Якову. То есть посредством синтеза построение средней линии должно было в тикуним привести к такому кли Адама, который мог вместить отвергнутый ими камень. И то, что не могли они вместить,  представляет из себя материальный мир, среду исправления.

То, что они презрели, от чего отказались, стало краеугольным камнем этого мира. Основой неживой материи, которая находится в воздействии на нас с целью развития наших желаний и исправления.

Помещена была в точку картина одна и она содержала все остальные картинки. Вот Он же все их корректировал. После Ноаха была коррекция? Была. При Адаме была коррекция? Это интерактивный процесс. И когда появился Авраhам, окончательно были отобраны все картинки, которые должны содержаться в единой картине.

Кто знал, какие животные, деревья окружали Ноаха? Вообще всё было покрыто водой. Сценарий признан неразвиваемым. Его отсекли. Оставили высшую точку: Ноаха. Пришли к Авраму. Добавили свойств. Введение  буквы – это тоже Его коррекция, вмешательство в игру. Такое же, как отсечение ниже Ноаха. Ведь Авраhам появился на свет как Аврам. Но специально Всесильный изменил одну букву. То есть изменил соотношение высшей и низшей душ его в сторону высшей души. Это Его действие было.

Он играет всё время. Как только игра заходит не туда, Он подправляет. Но это в том случае, когда игра развивается, уходит вниз. А вот когда вверх, Он вмешивается, но уже не в такой форме.

Свет, который не вмещён в Авраhама и Ицхака, - это кли народа Исраэль в потенциале. Но оно должно быть сформировано и исправлено в результате тикуним.

Поэтому: «Камень, презренный строителями, стал краеугольным». Стал принципом структурирования мира.

Сколько света не вошло? Столько. Значит, Всесильный должен создать мир в таких картинках, чтобы они воздействовали на парцуф Адам, на народ Исраэль, на его голову и, соответственно, расширили его возможности.

Поэтому: «Камень, презренный строителями», то есть отвергнутый, который они не смогли воспринять от Всесильного. Его свет, любовь они не могли воспринять, и поэтому он стал краеугольным. То есть он явился основой для отсчёта и построения структур материального мира.

«Тоhу» порождает «тоhу». Пустота порождает пустоту с точки зрения невозможности восприятия её человеком. Но Творение всегда меньше Творца. Величие «тоhу» сверху всегда несопоставимо с «тоhу» внизу. Мы называем это «тоhу» только потому, что не имеем собственного постижения и возможности его приобретения. И для нас и то, и другое бесконечность. Для Него бесконечность – это постижение. Поэтому то, что создал Он, с нашей точки зрения, бесконечность, для Него есть всего лишь предмет Игры. Если Он создал Игру, что же Он, не сможет справиться с ней? Но предмет Его наслаждения, забавы, Игры, что Он не сможет её изменить?

Воздействие на Адама должно иметь бесконечную перспективу отрицательности. Нет ничего. Это просто точка, на которую наведены соответствующие свойства. В которую помещены они. Разрядом, искрой создана точка. От самой энергии этого разряда получилось нечто на его конце, что ощущает Его.

Как Он сделал – мы не можем сказать. Никакого отношения к Его замыслу это не имеет. Поэтому об ощущении, которое получилось на конце искры, восприятии всей этой мощи мы и говорим. И называем это точкой Малхут.

Что это такое на самом деле? Вся Игра заключается в том, что Он создал ощущение абсолютного поглощения Его любви, Его наслаждения на конце разряда. И созданное Им точка должна поменять на обратное в самом этом ощущении. И войти в зивуг с тем, что Он создал для этого специально - светом.

Речь идет о том, чтобы одна бесконечность ощущений поменяла внутри себя свойства на противоположные и слилась с другой бесконечностью ощущений, свойств, в таком зивуге, слиянии любовном, которое представляло интерес и для Него самого. И сам процесс Игры, и все ее детали, потому что ее замысел потрясающий. И всё это не в пространстве и не во времени, а в мире ощущений, свойств.

«Камень, презренный строителями, стал краеугольным». «Камень, презренный строителями», это «камень драгоценный». Ту драгоценность, которую «презрели», которой пренебрегли, не смогли поместить в себя праотцы, «стал» камнем «краеугольным».

Тот свет, который не могли они вместить от одной тысячной света Его, ор Элион. Тот, который мы называем линией – кав или Атик.

Атик – Ветхий, то есть пребывающий оттуда, где нет времени. Поэтому Ветхий Днями. Не существует времени для Него в ощущении.

И этот Атик или линия не могла быть вмещена полностью праотцами.

Помещение в парцуф не вмещенного ими требовало исправления всего парцуфа. И эта часть света была в отражении преобразована в систему исправления. То есть в эквивалентную систему воздействия. Дабы создать эти келим.

Как Архимед выяснил объём тела? Измерил вытесненную воду. Зная, что её плотность - единица.

Тот свет, который не мог войти, вода, которая выплеснулась из ванны, была взвешена, оценена и превращена в эквивалентную систему исправления, в наш мир.

И поэтому «камень, который презрели, стал… краеугольным», точкой отсчёта. То, что не вошло, стало точкой отсчёта для создания мира. Эта точка отсчёта находится в известном, некотором месте.