БАХИР

198-200

 

198. «И какой смысл, что [пальма] названа Итамар, а не другими именами?» «Из-за того, что она женщина (нкева)». «Женщина – можно подумать? Но – из-за того, что заключает в себе мужское и женское. Потому что все деревья пальмы заключают в себе мужское и женское. И как? Потому что лулав – это мужчина (захар). И плод, который снаружи, - это мужчина, а [который] внутри – женщина. И как? Семена пальмы расщеплены, подобно женщине, и соответствует этому сила луны сверху, и Святой, благословен Он, сотворил человека – мужчину и женщину. Еак сказано (Брейшит, 1:27): «Мужчину и женщину – сотворил их»». «Можно сказать так (что создал мужчину и женщину одновременно – Ор Агануз)? Но ведь написано (там же): «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Бога сотворил его». А после этого (Брейшит, 2:18): «Сделаю ему помощь против него», и (Брейшит, 2:21): «И взял одну из сторон его и закрыл плотью место его»! Но – скажем, что написано о них «создание» (йецира). И написано «делание» (асия). И написано «творение» (брия) - во время изготовления души. Делание – «мужчину и женщину сотворил их». Создание – во время, когда привил (hиркив) душу к телу, и собрал дух (асаф hа-руах). И откуда нам известно, что это «создание» - определение «собирания» оно? Как написано: «И создал Бог из земли всякое животное поля и всякую птицу небесную и привёл к человеку – посмотреть, как назовёт их». И это – именно то, что написано (Брейшит, 5:28): «И благословил их Бог».

 

«И какой смысл, что пальма названа Итамар, а не другими именами»? И знаем мы, почему названа пальмой. Почему часто употребляемый символ - дерево. Пальма, дерево – ветвление. Бесконечность перебора вариантов, ветвей и т.д.

Не «Из-за того, что она женщина (нкева)». «Но - из-за того, что заключает в себе мужское и женское». Поэтому «пальма названа Итамар».

В предыдущем абзаце мы говорили о том, что порождающее начало Тамар названо. Если мы посмотрим на буквы Тамар – это Тав, Мэм и Рейш. Усилие только снизу за счет того, что ввел Всесильный в Творение – Рейш. Рейш - это наполнение желаниями. В отличие от Куф, которая уходит вниз.

Это наполнение Творения, но не человека желаниями. У человека есть мерцающие желания Куф, но они не доминирующие. Доминирующие на каждой ступени исправления те, которые заложены Рейш. Остальные являются якорем, уходящим в никуда, в бесконечность. То, что Куф делает.

Но женское начало - порождающее двух братьев – солнце и луну.

Если это женское начало, почему мы называем тогда пальмой Итамар? Оно обладает желанием любви к Всесильному и желанием получения.

Двуполость - это признак Бина. И желание получать, и желание отдавать.

И «все деревья пальмы заключают в себе мужское и женское. И как? Потому что лулав – это мужчина (захар). И плод, который снаружи, - это мужчина, а который внутри – женщина».

«плод, который снаружи, - это мужчина, а который внутри – женщина». От плода, «который снаружи», получает питательные соки плод, «который внутри». И плод, «который внутри», расщеплен. И соответствует этому сила луны.

Высшая Бина породила подобное себе, но разделенное в ощущениях творения. Человек одновременно создан, и мужчина, и женщина. И получающее, и отдающее начало. И свойство Захар, и свойство Никева.

Созданы одновременно. Но в ощущениях человека они разделены. И это является элементом сокрытия. Невозможно воспринять этот мир как реально существующий, если не разделять мужчину и женщину. Тогда нет никаких иллюзий свободы воли по выбору,  совершению зивуга, получению потомства. Рушится центральная ось, вокруг которой создана иллюзия этого мира. Если мы находимся одновременно в мужском и женском телах, то  в чем наше исправление?

Мы не можем улучшить захарим, потому что они находятся в вечном зивуге с никевот. И не можем улучшить никевот по этой же причине. Они соединены вместе.

Созданы были одновременно мужчина и женщина. Но в ощущениях друг друга разделенные. Символ луны – женское. Она получает и отражает любовь. А силой мужского является солнце – Захар - дающий, дарящий.

«Семена пальмы расщеплены, подобно женщине, и соответствует этому сила луны сверху, и Святой, благословен Он, сотворил человека – мужчину и женщину. Как сказано: «Мужчину и женщину – сотворил их». Подобное порождает  подобное. Всесильный сотворил Малхут, но породил в ней ощущение Бина, творящей её.

Он создал только Малхут. Всё остальное вложено в нее, как представление о свойствах, соединяющих её и Всесильного. Но в представлении Малхут рождена она свойствами Бина нарастающей. Как учит классическая Каббала.

«Можно сказать так (что создал мужчину и женщину одновременно)? Но ведь написано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Бога сотворил его». А после этого: «Сделаю ему помощь против него». Сотворил Он «по образу Своему». «по образу» – раби Шимон разъяснял: по образу сочетания и постепенного нарастания разности свойств от Славы Его к Малхут.

Парцуф Адам создан абсолютной разницей свойств. Такой же, как Его Имя – Элоhим или АВАЯ. Начинается нижней Хей, которая суть уже Мэм. И когда нижняя Хей – это Мэм, то бесконечная разница свойств между Йод, Кетер и ногами, сиюмом Его.

И точно также парцуф Адам. Бесконечной разницей свойств он создан. Все то же самое наблюдаем мы в нем. Высшая точка Кетер находится в постижении своей связанности с Всесильным и в поиске постоянного сближения с Ним в усилиях. А нижняя находится в абсолютном спокойствии.

Кто Он сам, мы не знаем. Это образ Его, который Он создал в Творении. И также Он сотворил человека - само Творение. Собственно, ничего нет, кроме человека.

Представление о Малхут и о мирах - это образы Его или Его деятельности, Его усилий, которые заложены в человека. В Малхут де Малхут, парцуф Адам.

По подобию - подобие отдачи. «Сделаю ему помощь против него». Не  может человек преодолеть самостоятельно образ. Бесконечная разность свойств не может быть преодолена конечным парцуфом, а только с помощью Бесконечного Создателя.

«Сделаю ему помощь против него». Постоянная оптимизация пути тикуним всех душ.

«И взял одну из сторон его и закрыл плотью место его»! Но – скажем, что написано о них «создание» (йецира)». «И взял одну из сторон его и закрыл плотью место его»!  Здесь не говорится конкретно о какой-то стороне. Взял определенный набор свойств его и закрыл их плотью. Эти свойства - желания, созданные  Всесильным в человеке, Он «эакрыл плотью». И ощущает человек себя разделенным в телах мужском и женском, и находящимся отделенным от мира и от Него самого телом.

Созданное в бесконечной разнице свойств Творение может пройти ее от низа до верха, пробудить в себе свойства, заложенные в нем подобия Ему Самому только нарастающими усилиями по преодолению сокрытия. И в этом заключается помощь Всесильного. Это то, что мы говорим о выборе сценария, переключении ветви решимот и т.д. Это помощь, которую мы не ощущаем как материальное воздействие.

А нахождение нас в теле - это Его замысел, чтобы мы превозмогли осознание отрывности и пришли к слиянию с Ним.

«Но – скажем, что написано о них «создание» (йецира). И написано «делание» (асия). И написано «творение» (брия) - во время изготовления души. Делание – «мужчину и женщину сотворил их». Создание – во время, когда привил душу к телу, и собрал дух (асаф hа-руах). И откуда нам известно, что это «создание» - определение «собирания» оно»? Вот это очень интересно! «определение собирания» – собрал Он вместе ощущение нахождения в теле и существование исправляющей среды – то есть мира, в котором мы находимся. И это называется собиранием.

Установил Он точное соответствие между всеми келим души человека – парцуфа Адам и символами, в которых отражены эти требующие исправления келим в элементах окружающего мира. Подобрал все, собрал.

И поэтому первое - это «Делание – «мужчину и женщину сотворил их». Это – бара. Сделал – значит, придумал и ввел в представлениях.

«Создание - … когда привил душу к телу». Дал ощущение отрывности от нахождения в теле. Это не относится к созданиям, о которых мы говорим. Он «привил душу к телу» - навел иллюзию нахождения в теле.

Замыслил само Творение, разделение на мужское и женское и все остальное. И этим пронизано все, начиная от введенного в Малхут осознания существования высших в раздельности мужских и женских свойств.

Это картина, которую Малхут, человек получил. Ничего не существует, кроме этого. То есть существует, как этот мир. Но это наше будущее, которым мы будем наслаждаться в Игре.

Бара - это делание, мужчина и женщина. То есть придумал и сделал.

Создал - это когда Он создал Адама и Еву в одном сначала виде. В тот момент, когда они себя идентифицировали как Адам и Хава, они были в телах. То есть у них ощущение было уже разницы свойств. Не важно, какое это было тело, и какой их мир окружал. Мы можем об этом только догадываться. Но ощущение отдельности от мира, как отражение сущности своих желаний, они уже имели.

И мы можем говорить о том, что эти тела и мир приняли конечный вид после Авраhама. Но само тело, то есть отделенность в определенной оболочке от окружающего мира, существовала с момента Адама и Евы. Так как разделение мужского и женского - это уже выделение сущности из окружающего Всесильного.

«Создание – во время, когда привил (hиркив) душу к телу, и собрал дух (асаф hа-руах). И откуда нам известно, что это «создание» - определение «собирания» оно? Как написано: «И создал Бог из земли всякое животное поля и всякую птицу небесную и привёл к человеку – посмотреть, как назовёт их». И это – именно то, что написано (Брейшит, 5:28): «И благословил их Бог». «И благословил их Бог». Предопределил весь сценарий по реализации изначального замысла слияния в зивуге. А «создал Бог из земли всякое животное поля и всякую птицу»  - собрал Он все то, что являлось средой исправления, в точном соответствии структуре сначала парцуфа души Адама и Хавы, а потом - всего дальнейшего развития. Но окончательно отформатировал с Авраhамом. Потому что если к органу, Йесод (эвер) добавить Хей и Мем, тогда будет Авраhам.

«и привёл к человеку – посмотреть, как назовёт их». Давать имя – это постигать. Как человек постигнет. Как он сможет их влить в общее Имя Всесильного.

Насколько в том, что они существуют, сможет он раскрыть совершенство Его и понять абсолютное, неземное совершенство замысла Его во всем, что живет вокруг нас.

По мере того, как мы все окружающее, животных, всякую птицу небесную приводим к себе и называем их, то есть, приобщаем к гордости нашей за Него, Он смотрит, как развиваемся мы.

Это никак не связано с языком, описывающим этот мир. Язык дается нам в решимо, он записан. Единственное что не записано, на что можно смотреть и ожидать - как мы их назовем. Как мы приобщим их к Имени Его.

 

199. Душа женщины – от женского, а душа мужчины – от мужского. И именно [поэтому] пошёл змей за Хавой. Сказал: «Поскольку душа её – со стороны севера, совращу её быстро». И что за совращение (hасата) было с ней? То, что совокупился с ней (ба алэhа)».

 

Вошел с ней в зивуг. Попытался наполниться. Совокупился. То есть она прониклась его желанием. То, что он передал ей, она восприняла. В зивуг вошла. Слились его желания с желаниями Хавы.

Почему же «душа ее со стороны севера, совращу ее быстро»? Потому что «со стороны севера» отсчитывается удаление от севера. А со стороны юга отсчитывается удаление от юга. То есть душа ее со стороны севера наиболее удалена.

 

200. Спросили его ученики его: «Скажи нам, как дело было?» Сказал им: «Сама-эль, злодей, связался со всеми воинствами верхними против Хозяина своего, из-за того, что сказал Святой, благословен Он (человеку): «И командуйте рыбами морскими и птицами небесными (т.е., ангелами – Ор Агануз)», сказал: «Как сможем склонить его к греху и прогнать его от Лица Его?» Спустился со всеми воинствами своими и пожелал себе на земле приятеля, подобного ему, и нашёл Змея, и тот был подобен верблюду и оседлал его, и пошёл к женщине. Сказал ей (Брейшит, 3:1): «Неужели так сказал Бог: не ешьте от всех деревьев Сада?» Сказал: «Попрошу больше и добавлю, чтобы уменьшила она». Сказала: «Отвадил нас только от плода дерева, которое внутри Сада, сказал Бог: «Не ешьте от него и не прикасайтесь к нему, чтобы не умереть», - и добавила две вещи. Сказала: «от плода дерева, которое внутри Сада», а сказано только – «от Дерева Познания», и сказала: «не прикасайтесь к нему, чтобы не умереть». Что сделал Сама-эль, злодей? Подошёл и прикоснулся к дереву (это касание (нгия) – как «поражение проказы» - нэга цораат – Ор Агануз). И дерево возопило (цавах) и сказало: «Злодей! Не прикасайся ко мне!», как сказано (Теhилим, 31:12): «Да не придёт ко мне нога гордыни и рука злодеев да не поколеблет меня». Пошёл и сказал женщине: «Вот прикоснулся я к дереву и не умер, также и ты – прикоснись и не умрёшь!» Пошла женщина и прикоснулась к дереву, и увидела Ангела Смерти, который встал напротив неё. Сказала: «Ой мне! Теперь я умру, и Святой, благословен Он, сделает другую женщину, и даст её человеку! Но – причиню ему, чтобы поел со мной: если умрём, умрём вместе; если выживем, выживем вместе». И взяла, и съела от плодов дерева, и дала также мужу её. Распахнулись глаза его и притупились зубы его. «Что это такое – чем ты накормила меня, что притупились зубы мои?» Так притупились зубы всех поколений. Воссел в Суде Истины, как сказано (Теhилим, 9:5): «Судья Справедливости», позвал человека, сказал ему: «Зачем сбежал ты от Лица Моего?» Сказал: «Голос Твой слышал я в Саду и затрепетали кости мои, и испугался я, что голый я, и спрятался» (Брейшит, 3:10), - что гол я от труда моего (ми-поали), что гол я от приказа мне (ми-цави), что гол я от деяний моих (ми-маасай), как сказано: «Что голый я и спрятался». Что было одеждой человека – кожа ногтей. Когда съел от плодов дерева, снял кожу свою ногтевую с себя, увидел себя голым, как сказано (Брейшит, 3:11): «Кто рассказал тебе, что голый ты?» Сказал человек перед Святым, благословен он: «Хозяин всех миров! Когда был я один – согрешил ли я против Тебя? Но – женщина, которую привёл Ты ко мне, - она отвратила меня от слов Твоих!», как сказано (Брейшит, 3:12): «Женщина, которую дал Ты мне (имади)». Сказал ей Святой, благословен Он: «Не хватило тебе того, что ты согрешила, но [ещё] совратила ты человека?» Сказала перед Ним: «Хозяин всех миров! Змей совратил меня согрешить перед Тобой!» Привёл троих их и приговорил их к девяти проклятиям и смерти, и сбросил Сама-эля, злодея, и группу его (hа-кат шело) с места святого Его, с небес, и отрубил ноги Змею, и проклял его из всех животных поля и из всех скотин, и приказал ему, чтобы снимал с себя кожу после каждых семи лет. А Сама-эль был наказан тем, что стал министром у Эсава-злодея. В будущем, когда выкорчует (йаакор) Святой, благословен Он, царство Эдомское – вскорости, в наши дни – сокрушит его первым, как сказано (Йешайа, 24:21): «Укажет (йфкод) Бог воинству высоты в высоте». И проклятие, и смерть, и кара – всё это за то, что прибавила к приказу Святого, благословен Он, и об этом сказано: «Всякий добавляющий – уменьшает». И Бог – да просветит глаза наши светилом Торы Его, и поместит в сердца наши Страх Его, и удостоит нас идти навстречу Ему, тогда – сердца просветит, и в сердце – разумение пробудится, и глаза – сиянием засияют.

 

Была одета на человека «кожа ногтей», не чувствительная к боли. Он ощущал себя живущим в коже ногтей. Не было воздействия на него, которое бы он ощущал как страдание. Наслаждение он ощущал, как существование рядом с Всесильным и от общения с Ним.

Что такое тридцать два зуба? Это тридцать две малхует. «притупились зубы мои» – то есть желания уменьшились. Они стали простыми. Во всех тридцати двух уровнях души приземлились.

«Всякий добавляющий – уменьшает». «Всякий добавляющий» к словам Его – уменьшает благословение Его. Усложняет тикун. Уменьшает зивуг с Ним.

Сама-эль. Ламед  - это постижение. Это значит, что действовал он. Самех - это ноль. Средняя ось, относительно которой происходит разделение верха и низа. Самех - не наполняется буква. Она круглая. У нее нет разрывности. Нет ни внешнего, ни внутреннего. Нет длины и развития ни в какую сторону. Это ноль, точка перехода. Сама – это от Самех в Малхут. Он действует не по программе, которая Всесильным заложена, а в  осознании нарушения установленных Им законов. И Ламед, присутствующий в этом имени, является не благословением, а символом его постижения. Того, что он знает, что нарушает, и все равно действует в этом направлении.

То есть Эль не всегда обозначает Имя Бога. Может обозначать уровень постижения. А предыдущее предопределяет, что ты делаешь с этим уровнем постижения.

«Привёл троих ик и приговорил к девяти проклятиям и смерти». «троих их» –Адама, Хаву и Змея. «к девяти проклятьям и смерти» – всех трех приговорил. Все трое на девять сфирот удалены от Него. Сокрытие в девяти сфирот. «и смерти»,.то есть к круговым тикуним разрывным. 

«и сбросил Сама-эля, злодея, и группу его с места святого Его, с небес, и отрубил ноги Змею, и проклял». Это подтверждение буквы Ламед. Силу, которая называется Сама-эль, Он сбросил с места. Всю группу сил, которая окружала его, Он убрал с неба и опустил на землю. И наказал тем, что душа Сама-эля стала душой тела министра Эсава. Наказание конца Игры, но не относительно ощущения человека в теле.