БАХИР

21-28

 

21. Сказал Раби Йоханан:

Во второй [день] созданы ангелы, как написано (Теhилим (Псалмы) 104:3): «Покрывающий водой (ба-маим) выси Его», и написано (там же, 104:4): «Делает ангелов Его духами (рухот), служителей Его – огнём пылающим».  И сказал раби Левитас бен Таврус: «Все признают и признаёт раби Йоханан, что воды уже были, а во второй [день] – «Покрывающий водой выси Его». И что [ещё]? «Делающий облака колесницей Его» (там же, 104:3)? И что [ещё]? «Идущий на крыльях ветра (аль канфей руах)» (там же, 104:3). Но посланники не были созданы до дня пятого. 

 

«Во второй день созданы ангелы...»

Второй день – это Гвура. Гвура – это то, что является мерой суда или свойством управления. Раз ощущается разница, значит, уже осуществляется управление. Поэтому ангелы - это управляющие силы, которые основаны на свойстве суда. Ангел – это уровень принятия решения относительно исправления Творения, сценарный замысел.

Как можно рассчитать уровни управления? Только путем сравнения, суда. Поэтому ангелы были сделаны во второй день творения в свойстве Гвура. Потому что каждый уровень управления тикуном Адама может быть определен только на основании сравнения, соответствующего уровня суда Творения относительно Творца.

Уровень суда, где полное слияние Творения с Творцом – это уровень ангела Матат. Ангел Матат или Метатрон, то есть Йод, не управляет отдельными судьбами. Он занимается конкретными вопросами развития всего Творения в целом. И все ему ясно и понятно. Затем есть ниже уровень управления, еще ниже и так далее. Есть управление мира Ацилут. Он управляет в кругах. И это уровень другого ангела.

Что значит, когда говорят: «Сначала пришел один ангел, потом - другой ангел»? Он сначала постиг управление в этом, потом в следующем уровне. Но это означает, что постигает в ощущении.

Человечество проходит через постижение уровней управления. Ощущение игры с уровнями её совпадает. Но в то же время оцениваются они, как уровни управления. Это уровни Его решения. И когда достигается конкретный уровень, он перестает воздействовать и становится средой обитания.

Поэтому говорится, что ангелы управляют не народом Исраэль, а другими народами.

 

 «Все признают и признаёт раби Йоханан, что воды уже были, а во второй [день] – «Покрывающий водой выси Его». И что [ещё]? «Делающий облака колесницей Его»? И что [ещё]? «Идущий на крыльях ветра (аль канфей руах)».

 

Воды уже были в первый день, то есть в сфире Хесед, существовала вода. Хесед и есть вода. Но только на второй день «Он отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью».

Вода, которая под твердью – это та вода, которая должна оживлять Малхут. А вода, которая над твердью – это та, которая должна быть небом над Малхут. То есть, как в Хей высшей находится Хей нижняя, так же в Гвуре находится замысел верхних и нижних вод.

 

«Покрывающий водой выси Его».

Над уровнем БиныТам, где уровень управления Его - предельный для постижения. Находится он высоко над уровнем Бины.

 

«Делающий облака …»

Уровень Бина – Зеир Анпин, то есть чистый Зеир Анпин. Яков.

«…колесницей Его».

Потому что колесница – это исправление в кругах. Это уровень ЗО’Н де Зеир Анпин. Уровень облака.

«Идущий на крыльях ветра».

Решение об исправлении в кругах принимается в месте соединения Бины и Зеир Анпина уровня Ацилут. Это ангел исправления народов мира.

А Зеир Анпина – это уровень регулирования исправления. То есть на уровне ЗО’Н де Зеир Анпин находится конкретный выбор реализации сценария исправления в кругах. Ветер, воздух.

«Идущий» в воздухе «на крыльях ветра», то есть выбирающий путь - это нецах. Нецах - правая линия Зеир Анпина. Она не прикладывает усилий, находится в путях Всесильного и определяет Его пути. Это та мера, которой  сопоставляется исправление, и сопоставлением с которой выбирается путь на уровне Зеир Анпин. Правое состояние Зеир Анпина - та мера, которой сравнивается все.

 

«Но посланники не были созданы до дня пятого». 

Ход – пятая, а Йесод – шестая сфира Зеир Анпина. И Ход – это левая линия, Гвура  нижнего уровня.  И поэтому «птицы да полетят над землею».

Птицы – это то, что родилось из воды, но летят они в воздухе и над землею. Это значит, что желание,  которое вышло из состояния Бина, находится уже в состоянии Зеир Анпина и над Малхут. Исправленный Зеир Анпин, но уже с сильными Гвурот внутри, - птицы, которые хотят есть, - это уже желание.

Ход – посланники. Они были созданы на пятый день, потому что уровни управления были созданы на пятый день. И свойства Ход передаются через Йесод, для того чтобы была программа исправления - ангелы.

Программа исправления - это то, что постепенно должно превратить Малхут в Ход. Тогда Малхут перестает быть Малхут и становится Зеир Анпином. И поэтому в пятой сфире все то, чем она должна развиваться.

А шестая сфира - это уже собственно сумма разностей всех свойств каждой сфиры относительно Даат (или Кетер). Это информация по каждому уровню Зеир Анпина соединенная в один блок.

 

«Делает ангелов Его духами (рухот)…».

Духи, то есть высшие части душ, творятся ангелами. И они определяют исправление в кругах путем соединения нижних и вышних.

А «…служителей Его – огнём пылающим».

Служитель – это тот, кто приближен к Нему. Это не уровень управления и принятия решений, который Он задумал, а Его служители. Это не человеческие души. Это те силы, которые около Него.

Это такого уровня силы, которые творят «огонь пылающий», то есть вселяют мудрость, постижение, любовь.

«Огонь пылающий» - это то, что оживляет, согревает и то, что пожирает любовь. «Огонь пылающий» - это и есть свет. То, что мы ощущаем, как Его влияние, творится служителями Его.

Там, где уровень слияния с Ним, служители Его.

 

 

22. Все согласны с тем, что [ангелы] не были созданы в первый день, чтобы не сказали: Михаэль натягивал на юге небес, Гавриэль – на севере, а Святой, благословен Он, расправлял в середине, но – «Я, Б-г, делающий всё, распростирающий небеса в одиночестве и расстилающий землю от Себя (ме-ити)». «Кто со Мной?» («ми ити?») написано. «Я – Тот, Кто посадил это дерево, чтобы наслаждался им весь мир, и расстелил с его помощью всё, и дал ему имя «Всё» (коль), ибо всё зависит от него и всё исходит от него, и все нуждаются в нём, и все вглядываются в него, и все ждут его, и оттуда вспархивают души (hа-нешамот) в радости. В одиночестве был Я, когда сделал его, и не возвеличится перед ним ангел, говоря: «Я раньше тебя», ибо даже во время, когда расстелил Я землю Мою, в которой посадил и укоренил Я дерево это, и радовался Я с ними, - кто был со Мной, чтобы Я открыл ему тайну эту?»

 

«Все согласны с тем, что никто не был создан в первый день…»

Никто не был создан, потому что первый день - это замысел,  Хохма. Там нет Гвурот. И поэтому никто не был создан в первый день.

 

«…чтобы не сказали: Михаэль натягивал на юге небес, Гавриэль – на севере, а Святой, благословен Он, расправлял в середине …»

Конечно, не следует говорить. Разве Бог может быть посередине, а ангел - над ним? Не может Бог располагать что-то под тем, что делает ангел.

Ангелы - это уже Ма [Что]. Это решимо, запись, уровни управления. Они не самостоятельно наполнены любовью.

 

 23. Сказал Раби Рахумай: «Из твоих слов выучим, что нужное (цорэх) мира этого создал Святой, благословен Он, раньше небес». Сказал ему: «Да. На что это похоже? На царя, который захотел посадить дерево в саду своём.  Проверил весь сад, чтобы узнать, есть ли там источник, источающий воды, чтобы установить его, и не нашёл. Сказал: «Выкопаю воды, и выведу источник, чтобы смогло существовать дерево». Выкопал и вывел источник, источающий воды живые (маим хаим), и после этого посадил дерево. И [оно] стояло и приносило плоды, и преуспело в укоренении своём, ибо поил его постоянно из источника». 

 

 «…нужное (цорэх) мира этого создал Святой, благословен Он, раньше небес».

Сначала было замыслено само желание отличности от Себя. И тогда уже была сформирована вся последовательность разности свойств.

А изначально была замыслена именно абсолютная противоположность. Он спрашивает: «А что точка была замыслена раньше,  чем её ощущение отдаленности от Творца»? Конечно. 

Отдаленность от Творца,  размерность была дана потом. Дорожка была начертана в этой точке. Но сама точка была создана изначально.

Замысел заключается в том, чтобы создать противоположное себе – «ешь ми айн».

Он говорит: «Как можно создать замысел, в котором не существует воды или дерева»? Весь замысел должен быть сделан сразу. Потому что если ты посадишь дерево и не найдешь воду, не будет оно давать плодов. Поэтому вода, то есть желание дерева, должна быть обнаружена до того, как будет создана сама вода. Иначе, зачем будет создана вода, чтобы поить дерево?

Сначала должно быть смоделировано желание, а потом уже условия его существования.

 

 

 24. Сказал Раби Йанай: «Земля была создана раньше небес», как сказано (Брейшит, 2:4): «Земля и небеса». Сказали ему: «А ведь написано (Брейшит 1:1): «Небеса и землю». Сказал им: «На что это похоже? На царя, который купил изделие красивое, и [оно] не было завершённым, и не назвал его именем. Сказал: «Завершу его, и справлю подставку его (кано) и крепление его (хибуро), и тогда назову его именем». И это – то, что написано (Теhилим, 102:26): «Изначально землю основал Ты», а потом [написано] – «И деяние рук Твоих – небеса». И говорит (там же, 104:2): «Окутывается светом, как одеянием, распростирает небеса, как полотно, покрывающий водами выси Его и т.д.». И говорит (там же, 104:4): «Делает ангелов Его духами, служителей Его – огнём пылающим». И после этого (там же, 104:5): «Основал землю на подставке её, чтобы не поколебалась вовеки веков (олам ва-эд)».  Когда справил ей подставку (махон), тогда усилил её, как сказано: «Чтобы не поколебалась», и каково имя её? «Ва-эд» – имя её, и подставка её – «Олам». Именно [это] – «Вовеки веков (олам ва-эд)».   и не дал ей имяй вещь красивую, и о постоянно поилм хаим)нил Я (ме-ити)"

 

«Сказал Раби Йанай: «Земля была создана раньше небес».

В начале Господь сотворил землю, а потом дал ей ощущение расстояния, её отдаленности от Себя.   

 

«И деяние рук Твоих – небеса».

Небеса - результат Его желания. Потому что если бы не было у Него определенного желания относительно результата игры, не были бы созданы условия её, её конец.

 

«И говорит: «Окутывается светом, как одеянием, распростирает небеса, как полотно, покрывающий водами выси Его и т.д.».

Ор Элион – это всего лишь одеяние для Всесильного. А что такое Его гуф, нешама и шореш? Мы можем только коснуться одеяний Его. Но, касаясь одеяния, можно понять  каков объект, который это одеяние создал для того, чтобы Творение получило представление о Нем.

Это же не просто абстрактное одеяние, которое в темноте ощущаешь и не понимаешь, какое оно, свободно или плотно одето.

Он создал одеяние, чтобы ты получил представление о Нем.

Что же тогда Его Эйхал? Эйхал есть только в нашем понимании. Это просто размерность мира.  Если уходит понятие размерности, остается только ливуш.

Он повсюду и закрыт светом. Эйхала нет. Эйхал – это расстояние вокруг тебя, которое ты можешь представить себе.

О каком расстоянии вообще можно говорить? Между одеждой и телом расстояния нет.

Поэтому в мире, где нет времени и расстояний, существует только одеяние.

 

«Основал землю на подставке её, чтобы не поколебалась вовеки веков (олам ва-эд)».  Когда справил ей подставку (махон), тогда усилил её, как сказано: «Чтобы не поколебалась», и каково имя её? «Ва-эд» – имя её, и подставка её – «Олам». Именно [это] – «Вовеки веков (олам ва-эд)».   и не дал ей имяй вещь красивую, и о постоянно поилм хаим)нил Я (ме-ити)"

Создал Бог точку, а в ней нарисовал Всесильный все картинки и выдавил все рельефы. То есть создал ощущение пространства, разрывности, формы, глубины и все остальное.

И если посмотреть объективно, то создал Он только точку. Она отлична от Него и существует независимо от Него с момента ее создания.

Невозможно поколебать ее ничем.

 

 25. Сказал Раби Берахья: «Что означает написанное (Брейшит, 1:3): «И сказал Б-г: «Да будет свет», и будет свет (ви-hи ор)», а не «и был свет» (ве-hайа ор)? Сравнение с царём, у которого было изделие красивое, и спрятал его до того, что приготовил ему место, и поместил его там. И это – то, что написано: «Да будет свет, и будет свет», - [тот], что уже был. 

 

Но только он существовал в Нем, и не был продемонстрирован Творению. Он сделал доступным Творению то, что было Его внутренним содержанием. И это мы ощущаем как свет от Его одеяния. Но это и есть Он. А что еще Он, мы не знаем. Он - бесконечность. Там нет понятия положительного или отрицательного. Это бесконечная полевая структура, которая дает нам представление о Себе в тех свойствах, которые имеет внутри.

 

 26. Сказал Раби Аморай: «Что означает написанное (Шмот, 15:3): «Б-г – мужчина войны (иш милхама)»? Сказал ему Мар Рхумай Бе-Раби: «Пусть не беспокоят тебя вещи, которые просты для тебя. Послушай меня и растолкую тебе». Сказал ему: «На что это похоже? На царя, у которого были жилища красивые, и дал имя каждому из них, и все они – одно лучше другого. Сказал: «Дам сыну моему жилище это, имя которого Алеф. Но также и это – хорошее, имя которого Йуд, также и это – хорошее, имя которого Шин». Что сделал? Собрал все три и сделал из них Имя одно, и сделал из них дом один». Сказал ему: «До каких пор ты будешь скрывать слова свои?» Сказал ему: «Сын мой! Алеф – голова (рош), «Йуд» -  вторая после неё, «Шин» - обобщает весь мир. И почему «Шин» обобщает весь мир? Потому что написано с его помощью [слово] «Тшува» (возвращение)».   

 

Господь - создатель системы управления, воздействия на человека

 

 27. Спросили ученики его: «Что такое [буква] Далет?» Сказал им: «На что это похоже? На десять царей, которые были в месте одном. И все они богачи. А один из них – богач, но не как остальные. Несмотря на то, что богатство его большое, «бедняком» называется по сравнению с богачами». 

 

Он очень богат, но беден по сравнению с остальными царями.  Его ощущение зивуга с Всесильным бедно.

 

 28. Сказали ему: «Что такое hэй?» Разгневался и сказал: «Не говорил ли я вам: не спрашивайте о вещи последней, а потом – о первой?!» Сказали ему: «Но ведь [буква] hэй последней (т.е. после далет) написана!» Сказал им: «Достойно было написать «гимел, hэй». И из-за чего написано «гимел, далет»? Из-за того, что нужно было ему написать «далет, hэй»». И из-за чего написано «гимел, далет»? Сказал им: «Подменяются: «гимел» в голове его, [поставленный] вместо «далет», - вместо «hэй» (высшей – «Ор Агануз»); «далет» в окончании его – вместо «hэй» (низшей - «Ор А-гануз»). 

 

Хей идет после Далет в алфавите. Он говорит, что этот порядок должен быть другим.

За буквой Гимел должна быть буква Хей. С помощью Гимел должна образоваться Хей. Хей низшая должна постепенно обратиться в Хей высшую. А Далет должна исчезнуть и стать просто Хей.

 

«Сказал им: «Подменяются: «гимел» в голове его, [поставленный] вместо «далет», - вместо «hэй» (высшей – «Ор А-гануз»); «далет» в окончании его – вместо «hэй» (низшей - «Ор А-гануз»)». 

Что значит: Гимел находится на месте Далет? Гимел - это ощущение Далет. Она находится на ее месте. Без Далет нет Гимел. Далет превращается в Гимел. Нет Гимел иначе, как в ощущении Далет. И дана она ей потому, что должна находиться на ее месте.

Где находится запах розы, который вы ощущаете? Там, где находитесь вы. Вы его ощущаете. И поэтому без вас нет запаха розы.

Поэтому Гимел находится на месте Далет. А Далет, в свою очередь, находится на месте Хей, потому что должна в нее превратиться.

Гимел являет собой свирель с тремя линиями, проводящую вниз. Далет имеет очень большую потенцию исправления. Хей в верхней части идет слева направо. И то, что она должна проводить, превращается в замысел движения слева направо. Левая ножка превращается в потенцию развития света хасадим. А правая отражает желание получения.